
Власть и бизнес объединяются против независимой прессы

Марат ИСАНГАЗИН, главный редактор газеты "Коммерческие вести" (г.Омск)

Я хотел бы рассказать о тех тенденциях, которые прослеживаются на территории Омской области
и, может быть, характерны и для других регионов. Недавно наш губернатор Леонид Полежаев на
сессии Законодательного Собрания области прямо в микрофон заявил, что в Омске независимой
прессы нет:  одна  часть  СМИ  куплена  областью,  другая  –  городом.  В  принципе,  он  недалек  от
истины.  В  Омске,  например,  выходит  четыре  большеформатные  "ежедневные"  газеты  (условно
ежедневные, так как в связи с недостатком финансирования реально они сегодня выходят 2–4 раза
в  неделю).  Такого  рода  газеты  традиционно  считаются  "качественными",  а  значит  и  основными
печатными источниками информации на территории в отличие от более тиражных и более "желтых"
газет.  Из  этих  четырех  газет  у  "Омской  правды"  (старейшей  областной  газеты)  учредитель  –
администрация Омской области, у "Омского вестника" учредители – Законодательное собрание и
администрация  Омской  области,  у  "Крестьянского  слова"  учредитель  –  главное  управление
сельского хозяйства администрации Омской области.  По всем трем газетам решение о  том,  кто
будет главным редактором, принимал непосредственно губернатор. В четвертой газете – "Вечерний
Омск"  –  у  городской  администрации  доля  –  менее  30  процентов,  все  остальные  –  у  трудового
коллектива.

Весь  1998  год  в  Омской  области  шла  информационная  война.  Областные  СМИ  непрерывно
критиковали мэра города Омска. Повод найти для критики муниципальной власти – сами понимаете
– не проблема. Ближайшая лужа, куча мусора возле частного дома, негорящий фонарь – все это в
Омске показывают на областных телеканалах, сообщения об этом появляются на первых страницах
газет: смотрите, не справляется городская администрация со своими обязанностями. Казалось бы,
критика  –  это  хорошо.  Но  в  данном  случае  речь  идет  вовсе  не  о  заботе  о  горожанах.  Просто
однажды прошел слух, что омский мэр где–то сказал, что из него вышел бы лучший губернатор, чем
Леонид Полежаев. Причем лично от него такого мнения никто не слышал, но слух об этом пошел. И
все!  По городской администрации  ударили  из  всех  стволов.  У  меня  есть  вырезка  из  областной
газеты, где рассказывается о том, что в одном из омских кафе швейцар ударил посетителя. Какой же
вывод,  как  вы  думаете,  был  в  этой  статье?  Во  всем  виноват  мэр!  Потому  что  городская
администрация дала разрешение на открытие данного кафе.

Задействована и артиллерия крупного калибра – общефедеральная пресса. Основные выходы на
федеральные СМИ находятся  под контролем губернаторского "агитпропа".  В последние месяцы,
например, большой поток такого "наката" на город прошел в "Новых Известиях" и "Независимой
газете".  Думаю ни для кого не секрет,  что оба эти издания финансируются Сибирской нефтяной
компанией, с которой, в свою очередь, очень тесно связан наш губернатор.

Одновременно, в тех трех омских областных газетах,  о которых я говорил, появилась рубрика
"Омская область в центральной прессе".

Омское авторы чуть ли не под диктовку пишут статьи в московские СМИ, потом местная пресса
перепечатывает  отрывки  из  этих  статей  (а  то  и  целиком),  как  бы  говоря:  "Смотрите,  а  в
центральных–то газетах омского мэра ругают!". Причем при таких перепечатках фамилии авторов
статей сознательно опускаются. Ведь они местным читателям известны, все понимают, на кого они
работают. Кроме, конечно, случаев, когда используются псевдонимы. Но тут рвение иногда играет с
агитпропом злую шутку. В "Независимой газете'' была опубликована статья "Школьная реформа по–
омски", автором которой значится некий Юрий Греков. Но под почти такой же статьей, которая была
напечатана в "Правде–5", стоит уже другая подпись: "Ольга Свешникова". Причем совершенно ясно,
что автор и там, и там один и тот же. В "Новых Известиях" появилась статья "Налоговый зуд в
Омске".  Подпись  –  "Олег  Михайлов".  Точно  такая  же  статья,  но  уже  без  подписи  прошла  в
''Российских вестях".

Открывает  читатель,  к  примеру,  "Омский  вестник".  Видит  большую –  больше  трети  полосы –
статью "Центр земного притяжения". Неплохая, кстати сказать, статья о том, как много делает для
народа администрация области. Открывает в тот же день другую газету – "Омскую правду" – и видит
большую – больше трети полосы – статью под названием "Центр земного притяжения". Открывает
еще одну газету – "Крестьянское слово" – и, как вы уже догадываетесь, читает опять же большую
статью "Центр земного притяжения".

А вот еще пример. Газета "Омская правда". Большая статья "Через год голубое топливо придет в
Знаменское". Газета "Омский вестник" за то же число: "Знаменское строит дома и природный газ" –



статья того же автора. Разница в текстах разве что на одну пятую. "Крестьянское слово" – опять же
"Через год голубое топливо придет в Знаменское". Таких примеров множество. Авторы этих статей –
сотрудники пресс–службы администрации или информационного комитета области.

Кстати,  редакция  газеты  "Вечерний  Омск"  получила  факс  с  ксерокопией  статьи  "Школьная
реформа по–омски" из офиса Сибирской нефтяной компании. Казалось бы, какое отношение имеет
"Сибнефть" к  школьной реформе? Однако именно в эти месяцы ожесточились налоговые споры
между муниципалитетом и  нефтяной  компанией.  Так  что  не  исключено,  что  все  эти  нападки на
мэрию  имеют  еще  чисто  экономическую  причину:  местные  интересы  крупного  монополиста,
управляющего из тьмы действиями областной власти.

В  информационный  комитет  области  были  приглашены  на  работу  чиновники  из  бывшего
идеологического отдела обкома партии. В итоге в тех же областных газетах появилась новая–старая
рубрика: "Отклики трудящихся". Причем обычно на речи губернатора. Сказал он какую–то значимую
речь – и тут же рабочие, доярки, инженеры пишут в газеты небольшие такие отклики. Думаю, кто
работал в газетах в советское время, помнит еще, что это такое. Как бы всенародная поддержка
благих  начинаний.  Так  что  советские  идеологические  методы  обработки  масс  в  нашей  области
возвращаются.

Впрочем, намечается у нас в области и такая тенденция: уже не журналисты по заданию пишут
для газет и выступают в эфире с рассказами о "доблестях" первого лица и о "зловредных деяниях"
его оппонента, а сами чиновники из областной и городской администраций (из бывших журналистов,
конечно).

Недавно был суд, который взыскал с администрации области возмещение морального вреда за те
слова, которые прозвучали с экрана телевизора из уст "патриотов", числящихся чиновниками. И тут
выяснилось,  что  есть  договор  на  создание  специальных  аналитических  программ,  где
ответственность  несет  именно  администрация,  а  не  телеканал.  Неудивительно,  что  в  этих
программах "журналист", сообщая, например, о том, что мэру вручена медаль, выдает комментарий,
что эту медаль мэру "нужно повесить на другое место".

Конечно, мэр огрызается, и наша газета иногда ему в этом помогает. Но разница между "Вечерним
Омском" и названными выше тремя газетами в том, что,  во–первых, доля администрации в этой
газете, как я уже говорил, меньше 30 процентов и она не может командовать редакцией, а сама
редакция стремится к объективности, взвешенности. Мы тоже любим критиковать, но критиковать
спокойно, конструктивно. Так что в этой войне городской и областной администраций, область явно
превосходит и в напористости, и в наглости, и даже в обыкновенном хамстве.

Так о какой независимости прессы может идти речь?


